Поскольку грантовые программы SCA возвращаются в 2023 году, мы вспоминаем, что удалось сделать с их помощью за прошедшие 10 лет. 

Одна из таких программ SCA – Программа малых грантов, направленная на укрепление потенциала, распространение успешных практик и вовлечение общества в сохранение сайгака.

Программа малых грантов 2023 скоро закрывается – заявки принимаются до 10 апреля – условия и форму заявки можно найти здесь.

В этой ретроспективе мы вспоминаем о проектах двухкратного победителя Программы малых грантов, Буувейбаатара Баярбаатара, участника руководящего комитета SCA и научного сотрудника Общества охраны дикой природы (Монголия).

Проекты Буувея «Выживание и смертность телят сайгака в Монголии» 2016 г. и «Пищевые привычки и пересечения между домашним скотом и монгольским сайгаком» 2010 г. (совместно с Гунбат Гунденсамбуу) привели к позитивным и долгосрочным рабочим отношениям. Этот пример показывает, какое значение может иметь Программа малых грантов в нашей миссии по восстановлению сайгака как флагманского вида центральноазиатских и прикаспийских степей. 

В 2010 году Буувей и Гунбат отправились в поля, чтобы провести свои исследования, и то, что они обнаружили, интересно и чрезвычайно важно для монгольского сайгака, управления пастбищами и регулирования отношений со скотоводами.

Буувей и Гунба сообщили:

Монгольский сайгак занесен в Красную книгу МСОП как вид, находящийся под угрозой исчезновения, и его сохранение крайне необходимо. Недавнее увеличение поголовья скота потенциально уменьшило потенциал местообитаний для сайгака из-за кормовой конкуренции. Мы изучили потенциальную конкуренцию за корм между сайгаком и домашним скотом в Шаргын-Гоби, западная Монголия, путем количественной оценки пересечения рационов с помощью микроскопического анализа образцов экскрементов. Мы собрали по 10 проб экскрементов сайгака, козы, овцы, лошади и верблюда летом 2011 г. Мы также заложили 105 площадок, где встречался сайгак в июне 2011 г. для определения состава растительных сообществ.

Каждый участок был поделён на 5 смежных квадратов площадью 1 м2, после чего были проанализированы найденные там растения. Различные виды съедобных растений (чеснок, зеленый лук, лук-шалот, лук-порей и зеленый лук) были обнаружены в большой пропорции в составе рациона сайгака, козы и овцы. В состав рациона верблюдов в основном входили кустарники, тогда как в рационе лошадей преобладал ковыль. Пищевые привычки монгольского сайгака были очень похожи на привычки овец и коз, но отличались от привычек лошадей и верблюдов. Наши результаты показывают, что сайгаки и овцы/козы потенциально могут конкурировать на пастбищах, как это предполагалось в аналогичном исследовании монгольских дзерен и архаров в Монголии.

Состав экскрементов верблюдов отличался от состава экскрементов монгольского сайгака, овец, коз и лошадей. Верблюды преимущественно питались кустарниками, и процент кустарниковых пород составлял 49%. В то время как аллиум (лук) появлялся в большей пропорции в составе рациона сайгаков, коз и овец, ковыль был доминирующим видом в составе экскрементов лошадей. Анабазис обнаружен только в составе экскрементов сайгака и верблюда, на его долю приходится около 10% и 12% соответственно.

Исследование растений

Всего в местах, где встречался сайгак, отмечено 25 видов растений –  кустарников, трав и разнотравья.

Пищевые привычки сайгака и домашнего скота

Аллиум (лук) был наиболее часто встречающимся видом во время исследования. Среди 5 наиболее распространенных видов было 3 вида разнотравья, 1 вид злаков и 1 вид кустарников.

Пищевое пересечение

Наши результаты по пищевым привычкам монгольского сайгака и домашнего скота в Шаргын-Гоби (Гобийско-Алтайская провинция) показали, что пищевые привычки монгольского сайгака были весьма сходны с предпочтениями овец и коз, но отличались от предпочтений лошадей и верблюдов. В то время как наименьшее пищевое пересечение наблюдалось между козой и верблюдом, наибольшее пересечение наблюдалось между козой и овцой.

Выводы

Анализ рациона показал, что разнотравье, в том числе лук и анабазис, составляют большую долю в составе пищи сайгака, козы и овцы, тогда как трава и кустарники обычно встречаются в составе рациона лошадей и верблюдов.

Пищевые привычки монгольского сайгака были очень похожи на привычки овец и коз, но отличались от привычек лошадей и верблюдов, что указывает на потенциально высокую конкуренцию за пищевые ресурсы в период дефицита пищи между сайгаками и козами/овцами.

Полученные результаты говорят о том, что хорошо организованный выпас скота может уменьшить или исключить конкуренцию с монгольскими сайгаками. 

Программа малых грантов 2023 скоро закрывается – заявки принимаются до 10 апреля – условия и форму заявки можно найти здесь.