В мае 2024 мы как обычно планировали поездку на остров Возрождения осушенного дна Аральского моря с целью проведения полевых исследований для изучения состояния сайгака и других важных видов. Так же нашей задачей было проверка и переустановка фотоловушек – нашего любимого полевого инструмента, дающего огромное количество информации о диких животных, их распространении, сезонности и поведению. В наши планы входило посетить места, которые мы ранее (и никто в истории!) не посещали из-за их труднодоступности и плохой проходимости обычными внедорожниками, которые мы обычно используем.

Творение муйнакского умельца Ажибая – болотоход.

Мы уже знали, что жители Муйнака, занимающиеся сбором яиц артемии, мастерят из частей старых автомобилей своего рода болотоходы – самодельные машины высокой проходимости. Для реализации нашего плана мы начали вести поиск подходящего болотохода. Надо отметить, что мы сами ездим на довольно уже старых вездеходах (Нива) SCA, которые хоть и помогают преодолевать бездорожье, но их проходимость весьма ограничена. Они часто буксуют в песках, и болотистой местности. К тому же машинам уже почти 10 лет, они постоянно ломаются, и это очень сильно ограничивает нашу мобильность и создает риски для выживания команды в отдаленных местах. Поэтому так важно было найти доступный транспорт, на котором можно было бы осуществлять подъезды в интересные места, оставляя нашу машину в более безопасных местах.

Банка имени Ажибая вблизи побережья острова Возрождения

Итак болотоход – странный гибрид ГАЗ-69 с колесами от каких-то огромных грузовиков был найден. Не смотря на устрашающий вид местный «Кулибин» Ажибай, сделал его не только проходимым, но и надежным, в чем мы убедились вовремя экспедиции. И вот наконец мы готовы к выезду в поле. Взяв необходимый запас продуктов, бензина и воды, а также пригласив в команду сотрудников Нац. парка Аралкум мы выезжаем на осушенное дно с основной целью посетить новые места в поисках сайгаков и других млекопитающих, изучить птиц, рептилий и беспозвоночных.

Следы примерно 15 сайгаков. Эти животные предпочитают держаться подальше от автодорог.

В команде зоологов с нами бессменный начальник полевых экспедиций и отличный териолог Саша, профессиональный орнитолог Жавлон, начинающий энтомолог Муратбай, сотрудники Аралкума Мирбек с инспектором, а также наш гид, знаток природы Аральского моря и владелец вездехода Ажибай с двумя молодыми помощниками, которых он взял в качестве помощников. Всего 9 человек довольно большая команда. Которая как мы надеемся поможет собрать максимально объемный материал, а также позволит сотрудникам нового нац. парка лучше освоить территорию и совместно определить места для ведения мониторинга.

Команда исследователей

5-6 мая. Поворот на осушку на 40 км и почти сразу свежие треки сайгаков. Забегая вперед, скажу, что нам удалось чуть позже увидеть самих сайгаков – молодых сайгачих, выбежавших нам навстречу из пустыни. Мы двигались по направлению к тростниковым зарослям, которые видели на космоснимке, пересекая участки первичной осушки, заросшие пустынной растительностью – кандымом, тамариксом, саксаулом, астрагалами и др.  сменяющиеся вторичной осушкой – практически голой сухой землей без признаков жизни. Такое ощущение что мы плывем по морю от одного небольшого «острова» до другого. И именно эти «острова» и являются местами обитания целого ряда животных включая сайгака. Места явно не богатые, сайгаки мечтали бы видимо о другом «рае», с более богатой растительностью и стабильными источниками воды, но именно эти труднодоступные для людей места позволили выжить сайгакам острова Возрождения. После того как остров Возрождения соединился с сушей и на него хлынули охотники за драгоценными рогами антилопы. Животным ничего не оставалось делать как бежать и прятаться там, где браконьерам на мотоциклах сложно было бы их догонять.

Устанавливаем новую фотоловушку на банке Ажибая (маленьком скалистом островке)

Итак, переезжая с одного островка на другой, фиксируя на карте координаты, количество треков и экскрементов сайгака мы добрались до нашего первого лагеря, откуда на болотоходе совершили первый выезд в сторону тростниковых болот. Наш расчет вполне себя оправдал. Следующий день мы планомерно объезжали одно болото за другим, фиксируя довольно большое количество следов сайгаков и кабанов. Удивительно, что в этих местах мы не отметили ни одного хищника – обычных на Возрождении лисиц и шакалов, а также более редкого барсука, чьей типичной средой обитания являются водно-болотные угодья. Зато Жавлон зарегистрировал довольно много птиц как типичных обитателей тростниковых зарослей, так и пустынных биоценозов. Самой интересной находкой оказались серые журавли, чьи следы мы обнаружили на окраине тростников, а позже и самих птиц увидели в тростниках на Возрождении.

Следы кабана ведущие в густой тростник
Самец сайгака, погибший после гона

7-8 мая. Следующая остановка – остров Барсучий. Вообще-то остров этот безымянный, но это реальный остров без кавычек с богатейшими кандымниками и юлгунниками, вполне сложенный с обычной для коренных островов набором фауны. Тут и сайгаки есть, и лисицы, полно зайцев и пустынных грызунов. Ну а жемчужина в нашей териологической копилке стал барсук, на «дымящийся» след которого мы с Сашей набрели. Думаем сейчас пойдем «в пяту», найдем нору, поставим фотоловушку и дело сделано – сиди любуйся кадрами на тему «жизнь норы». Три километра бодрой рыси по барханам и песчаным долинам и ….. барсук пропал…. Просто испарился. В его честь мы и назвали остров Барсучьим, будем надеяться, что сохранится это имя в истории.

Свежий след барсука на островке Барсучий

Хотя конкуренцию этому названию составил остров Грибной. Таких огромных шампиньонов и так много я еще никогда не видела. По дороге с Барсучьего на остров Возрождения посетили целый ряд скалистых выступов, которые раньше возвышались над водной гладью. В пользу этой версии говорит интересная находка нескольких гнездовых колоний больших бакланов, насчитывающих сотни гнезд.

Выдался грибной год. Гигантские шампиньоны на острове Барсучий

9-10 мая. И вот мы наконец на острове Возрождения. Находим последнюю для этой экспедиции локацию сайгаков, обсуживаем фотоловушки и едем в новое место – на бывшее озеро с одноименным названием озеро Возрождения. Сейчас это обширный солончак, опоясанный живописным чинком и окруженный полосой густого саксаульника. Сказать, что тут много зайцев – ничего не сказать. Тут очень много зайцев, они буквально на каждом шагу. Из стандартного для Возрождения набора – лисица, шакал, барсук, черепаха, песчанки, филин, домовый сыч, обыкновенная пустельга, саджа и множество воробьиных. Из интересного – летучие мыши. Пока не знаю какой вид вероятно что-то из кожанов или нетопырей. Их помет находили практически в каждой нише чинка.

Степная черепаха на острове Возрождения

Старая гнездовая колония большого баклана на бывшем скалистом берегу бывшего Аральского моря

Саджа — это типичный обитатель бывших островов Аральского моря
Саша устанавливает фотоловушку в пещере на острове Возрождения
Живописный чинк в окрестностях озера Возрождения

Солончак, образовавшийся на месте озера Возрождения
На острове Возрождения встречается такие каменистые плато

Стая серых журавлей, впервые отмеченных вовремя миграции на острове Возрождения
Скопа, редкий вид хищных птиц, обитающий на территории Аралкума
Заяц песчаник представляет основу кормовой базы хищных животных, как четвероногих, так и пернатых

На обратном пути мы решили посмотреть, как строится газопровод «Западный Алал-КС7». Зрелище нас не порадовало. Почти на всем протяжении, а это 180 км, над газопроводом возведена насыпь, достигающая местами 150 – 200 см. Проходы в насыпи не предусмотрены. Животные практически не пересекают насыпь, мы видели единичные следы перехода лисицы, и многочисленные треки, поворачивающие прочь от насыпи – сайгаки, зайцы лисицы. Вопрос серьезный, его надо решать путем внедрения смягчающий действий не предусмотренных SANEG – нефтегазовой компании, добывающей углеводороды на территории Западного Арала.

Каменистая насыпь над газопроводом Западный Арал-КС7

Во время строительства газопровода была проведена расчистка территории. Как видно нанесен серьезный урон растительности

Последний день экспедиции закончился довольно неприятным событием связанным, как и в начале нашей поездке с нашей машиной. Пересекая очередную песчаную дюну, машина встала. Как потом выяснилось сгорел предохранитель, что было невозможно прогнозировать и избежать. Мы хорошо знали эту местность, находились в нескольких километрах от основной дороги, и риск был не велик. Но нам пришлось потратить время и силы на спасительною операцию – идти пешком по пустыне до ближайшего городка строителей, вытаскивать машину буксиром и буксиром же тянуть в Муйнак. Отдельная благодарность ребятам из INTER-INGENERING, которые не только нас вытащили, но также напоили и накормили, обеспечили связью. Ребятам из нац. парка передавшим информацию, Ажибаю и его сыну, отбуксировавших нас до Муйнака и механикам Муйнака дважды починивших нашу Ниву. В результате этой истории мы в очередной раз пришли к выводу что поездки на машинах SCA, которым уже 10 лет становятся небезопасными, и пора задуматься об обновлении хотя бы одной из них.

Команда SCA c сотрудниками Inter Engineering после нашего спасения из песчаного плена

В целом экспедиции получилась очень продуктивная. Мы обнаружили новые места обитания сайгака, пополнили списки птиц и беспозвоночных. Собрали данные с фотоловушек и установили новые фотоловушки, в том числе и в новых местах. Сейчас идет обработка данных, результатами которых мы поделимся в ближайшее время.

Каракал регулярно попадает в поле зрения фотоловушек

Лисица – обычный обитатель Аралкума

Е. Быкова

Фото А. Есипова, Е. Быковой, Ж. Еркулова